Информационный отчет
ПМГРЭ располагает собственными специально оборудованными судами «Профессор Логачев» и «Академик Александр Карпинский» с большой автономностью плавания, базирующимися в порту Санкт-Петербурга.
НИС «Профессор Логачев» |
НИС «Академик А. Карпинский» |
НИС «Академик А. Карпинский» (год постройки 1984)является единственным судном России, осуществляющим геолого-геофизические исследования на шельфе Антарктиды.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 года № 713-р оно было включено в состав судов обеспечения деятельности Российской Антарктической Экспедиции (РАЭ). Деятельность Российской Федерации в Антарктике осуществляется РАЭ, руководство и контроль за которой, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. № 824 «О Российской антарктической экспедиции», возложены на Росгидромет. РАЭ проводит в Антарктике комплексные межведомственные натурные исследования по проектам, предусмотренным Федеральной целевой программой «Мировой океан» и ведомственными аналитическими и целевыми программами Росгидромета, Роснедр Росрыболовства, Минобрнауки России, Роскосмоса и Российской академии наук.
В рамках работ Роснедр на континентальном шельфе Антарктиды и примыкающих к нему районах материкового склона и абиссальных котловин были выполнены десятки тысяч погонных километров сейсмических профилей, открыты обширные осадочные бассейны с прогнозными ресурсами углеводородов, оцениваемыми в 70 млрд. т условного топлива. Подавляющее большинство этих работ выполнено с борта НИС «Академик Александр Карпинский»
Однако, за годы работ в ледовых условиях морально и физически устарело судовое механическое, электромеханическое и радионавигационное оборудование, системы безопасности и связи, средства судовождения. Для большинства устаревших механизмов отсутствуют запасные части, что вызывает значительные трудности с регламентными ремонтами. Более того, начиная с 2005 года из бюджета не выделялись целевые финансовые средства, необходимые для ремонта научно-исследовательских судов на класс Регистра Российской Федерации в соответствии с Требованиями Международных Конвенций по безопасности мореплавания, а собственных средств предприятия зачастую недостаточно для проведения полноценных ремонтов, стоимость которых превышает 50 млн.руб.
Имеющееся на НИС научное оборудование было установлено в 2001 году и уже не в полной мере отвечало высоким современным требованиям, предъявляемыми к получаемым геолого-геофизическим материалам. Кроме того, используемая ранее сейсмическая коса с жидкостным наполнением не полностью соответствовала требованиям экологической безопасности и нуждалась в замене на современную твердотельную косу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1926-р от 30 октября 2010 г. была утверждена Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2020 года и на более отдаленную перспективу. Перечнем основных мероприятий по реализации Стратегии п.9 была предусмотрена модернизация научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский» со сроками реализации 2011-2012 годы.
В 2011 году ПМГРЭ за счет собственных средств выполнена работа по подготовке проекта реконструкции судна с участием конструкторского бюро «Восток» и ВО «Судоимпорт».
Проектом была предусмотрена реконструкция судна по двум основным направлениям - реконструкция отдельных судовых систем и замена научного оборудования. При этом учтено то обстоятельство, что судно будет работать еще не менее 5-7 лет и в дальнейшем должно быть заменено на новое. Поэтому проектом предусматривался минимально необходимый на этот срок эксплуатации объем реконструкции только тех судовых систем и механизмов, которые наиболее изношены и напрямую влияют на безопасность и экологичность мореплавания.
Планы по реализации реконструкции были поддержаны Роснедра, которые выделили необходимые финансовые ресурсы на 2013-2014 г.г. в общей сумме 495.195 млн. руб.
В конце 2013г по конкурсу ПМГРЭ был заключен Государственный контракт с судоверфью «Таллин Шипярд» на выполнение работ по реконструкции и этот контракт был реализован в полном объеме к 1 ноября 2014 года.
На настоящий момент (октябрь 2016г) НИС «Академик А. Карпинский» уже успешно выполнил сейсмические работы ОГТ с новым комплексом в Антарктике (море Космонавтов и море Уэдделла) в рамках работ 60-61-й Российской антарктической экспедиции.
Основной состав выполненных работ по реконструкции судна приведен в таблице.
НИС «Академик А. Карпинский»
(реконструировано в 2013-2014 г.г, стоимость реконструкции 495,195 млн.руб)
Основные реконструируемые системы | Типы старого оборудования (год изготовления) | Типы нового оборудования(год изготовления) |
Стояночные Дизель-генераторы (3 шт) | ДГРА 200/750 ( Россия, 1984г) | Volvo Penta D16MG Швеция, 2014г, 400 квт) |
Спасательные шлюпки и СПУ | Шлюпки на 55 чел., и СПУ,( Россия, 1984г) | Шлюпки на 35 чел. и СПУ (2014 г.) |
Грузовой кран | Грузовые стрелы 3т (Россия, 1984г) | РКМ1150-20 (5т х 20 м, Германия, 2014г |
Геологическая лебедка с кран-балкой | Отсутствовала | Лебедка IBERCISA MO-H/90/5000-13 (Испания, 2014г), кран-балка 4х2.8м, г.п.5т. |
Компрессора высокого давления (2 шт) | ЭК30А2 (Россия,1991г) | SAUER WP 6442 (Германия, 2014г) |
Жилые каюты | 8 двухместных (без душа, туалета) | 8 двухместных с душем, туалетом, новой мебелью |
Лаборатории | 5 лабораторий (1984 год) | 5 лабораторий, замена мебели, напольного покрытия , стеновых панелей, электрики |
Сейсмическая система | MSX-6000 (США, 2000г., коса 6000м, 480 каналов) | DigiSTREAMER (США, 2014г., коса 8000м, 560 каналов) |
Дифференциальный магнитометр | «Восток» (Россия, 1990г) | Sea Spy (Канада, 2014г) |
Морской гравиметр | Чета АГГ (Россия) | Чекан-АМ (Россия, 2014г) |
Многолучевой эхолот | Отсутствовал | ATLAS Hydrosweep MD-30 (Германия, 2014г) |
Сейсмическая коса 8000м |
Кран и лебедка |
Сейсмическая регистрирующая аппаратура |
Каюта с санузлом |
НИС «Профессор Логачев»(год постройки 1990) имеет геологоразведочную специализацию и используется в работах на твердые полезные ископаемые по проблеме глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) , геоэкологии и на геологических съемках в Арктике.
В последние годы НИС было использовано при выполнении большого объема исследований в центральной части Атлантического океана по проблеме глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) и является головным судном МПР по данному направлению. За период с 1995 по 2011 г.г. коллективом ПМГРЭ с борта НИС «Профессор Логачев» были открыты восемь крупных рудных узлов с весьма высокими содержаниями цветных, редких и благородных металлов и с прогнозными суммарными ресурсами рудного материала, превышающими 80 млн. тонн.
В 2010 году ФГУНПП «ПМГРЭ» совместно с ФГУП подготовили проект Заявки Российской Федерации на утверждение плана работы по разведке полиметаллических сульфидов. В декабре 2010 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №1684-р Заявка была официально передана в Международный орган по морскому дну (МОМД). 19 июля 2011 года Заявка Российской Федерации была утверждена на 17-ой сессии МОМД. В конце 2011 года подписан 15-летний контракт с МОМД на разведку полиметаллических сульфидов в заявочном районе.
Заявочный район расположен в центральной части Атлантического океана в осевой зоне Срединно-Атлантического хребта в интервале широт от 12°48' до 20°55'с.ш. Заявочный район включает 100 блоков размером приблизительно 10×10 км, общей площадью 10 000 кв. км. Заявочные блоки скомпонованы в 7 групп, в состав которых входит от 9 до 36 блоков.
В пределы Заявочного района входят открытые российскими геологами рудные узлы «Логачёв», «Ашадзе» и «Семёнов», рудные поля «Краснов», «Зенит-Виктория», «Петербургское» и «Ириновское», а также рудное поле «Пюи де Фолль». Суммарные прогнозные ресурсы раздельно по металлам составляют: медь – 3 636 тыс. тонн; цинк – 626 тыс. тонн; золото – 110 тонн; серебро – 1517 тонн.
В соответствии с условиями контракта с МОМД Россия обязуется в течение 15 лет выполнить работу на своем заявочном участке по выделению 25 наиболее перспективных блоков из 100. Эта работа целиком ложится на НИС «Профессор», как на единственное судно отрасли по проблеме ГПС.
Поэтому Роснедра также поддержали планы по реконструкции судна для продолжения работ по контракту с МОМД и на 2014-2016г из бюджета были выделены финансовые ресурсы на реконструкцию в сумме 989,5 млн. руб. (в том числе на проектирование – 55 млн.руб).
В ноябре 2013г на конкурсной основе был заключен контракт с ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на разработку проекта реконструкции судна, а в ноябре 2014г по результатам проведенного открытого конкурса после согласования с ФАС России заключен Государственный контракт № РЛ2/08201444ФЗ от 24.11.2014 г. с ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» (КСЗ) на выполнение работ по объекту «Реконструкция научно-исследовательского судна «Профессор Логачев».
Вышеуказанный государственный контракт предусматривает следующие этапы выполнения работ в соответствии с лимитами бюджетных обязательств:
2014 год -85,5 млн. рублей;
2015 год – 675,0 млн. рублей;
2016 год – 174,0 млн. рублей.
Всего по объекту 934,5 млн.рублей.
В 2014 году выполнен в соответствии с условиями государственного контракта объем работ на 85,5 млн. рублей: в конце 2014г. заключен основной контракт между ПМГРЭ и КСЗ, определены поставщики основногооборудования, КСЗ заключены контракты на поставки оборудования с длительными сроками изготовления.
В 2015 году выполнен в соответствии с условиями государственного контракта объем работ на675,0 млн. рублей: КСЗ продолжено заключении контрактов на поставки, после возвращения судна из планового рейса на САХ в июле 2015г начаты демонтажные работы старого оборудования и со второй половины 2015 – получение нового оборудования и начало работ по его монтажу.
В 2016 году продолжены работы по монтажу нового оборудования и его наладке и 29 сентября 2016 года после проведения швартовых и ходовых испытаний в акватории Балтийского моря ПМГРЭ подписан АКТ по приемке работ по реконструкции. На 29 сентября выполнен в соответствии с условиями государственного контракта объем работ на остающиеся 175,0 млн. рублей.
Работы по реконструкции НИС «Профессор Логачев» выполнены в полном объеме и в соответствии с Проектом реконструкции судна по техническим и финансовым показателям.
Основной состав выполненных работ по реконструкции судна приведен в таблице.
НИС «Профессор Логачев»
(реконструировано в 2014-2016 г.г, стоимость реконструкции 934,5 млн. руб)
Основные реконструируемые системы | Типы старого оборудования(страна, год изготовления) | Типы нового оборудования(страна, год изготовления) |
Стояночные Дизель-генераторы (3 шт) | ДГРА 200/750 ( Россия, 1989г) | Volvo Penta D16MGHE (Швеция, 2015г, 400 квт) |
Валогенераторы (2 шт) | СГБ 1600-1500 ОМЧ,(Украина, 1989г) | IFC2 564-4 (1600кВт, Китай, 2015 г.) |
Спасательные шлюпки (2 шт) и СПУ (2 шт) | Шлюпки на 55 чел., и СПУ,( Россия, 1989г) | Шлюпки на 35 чел. и СПУ (Китай, 2015 г.) |
Выдвижная подруливающая колонка (ВПК), носовая | ВПК 1.6-00, 500кВт (Россия, 1989г) | GRA1350, 500 кВт (Голландия, 2015г) |
Кормовой грузовой кран | Hagglund 5тх20м (Норвегия, 1989г) | Кормовой –YQ12-20 (12тх20м) Cредний- YQ5-14 (5тх14м) (Китай, 2015г) |
Лебедки | Транзитная, ЛЭС-54 (12т) (Россия, 1989г)Подводного телевидения, (10т), (Финляндия, 1989 г.) Океанографическая, Лэрок 1.2 (1.2т) (Россия, 1989г.) |
Транзитная, Adria Winch, 16т (Хорватия, 2015 г)
Подводного телевидения, ЛМГ-160 (16т), (Россия, 2014г) Океанографическая, Adria Winch, 3т (Хорватия 2015 г.) |
Навигационно-гидрографическое оборудование | Авторулевой Аист (РФ,1989г)
Навигационный эхолот НЭЛ-1М, РФ, 1989г) Лаг ИЭЛ-2М (РФ,1989г) Радары: Furuno FR 2115 , FR-2835 (Япония , 2008г) Приемоиндикаторы (2008г)GP-90, GP-31, Ashtech GG-24 |
(Все оборудование 2015г)
Авторулевой Navipilot 4000 Навигационный эхолот Skipper CDS 101 Индукционный лаг Skipper DL 850 Система НАВТЕКС NT-1800JMS Радары: HPLC ECAT2 253 X-band HPLC ECAT2 252 S-band Система ЭКНИС Navi-Sailor NS4000 ECDIS MFD Приемоиндикаторы DGPS/DGLONASS T701, DGPS Trimble SP 351 |
Система спутниковой связи и телевидения | Система связи Inmarsat Fleet 250, Inmarsat Mini-M | Система связи VSAT SeaTel, Inmarsat Fleet 250 Телевидение Salor 100 |
Жилые каюты | 6 одноместных с душем 38 двухместных (без душа) 2 четырехместные (без душа) |
4 одноместные блок-каюты с душем 17 одноместных кают с душем 28 двухместных кают с душем Новая каютная мебель |
Лаборатории | 7 лабораторий (1990 год) | 7 лабораторий, замена мебели, напольного покрытия, стеновых панелей, электрики. Перепланировка части лабораторий. Увеличение геологической лаборатории, уменьшение размеров вычислительного центра в счет новых жилых кают. Дополнительно изготовлены 3 новых съемных лаборатории на базе 20 футовых контейнеров. |
Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) | Отсутствовал | SubFighter 30k, 6000м, 2 манипулятора, 9 двигателей, придонный многолучевой эхолот SeaBat 7125. (Норвегия, 2015г) |
Буксируемый телевизионный аппарат | Фототелевизионный аппарат (ФТА) (Россия, 1990г) | Sperre, 6000м, 2 LED светильника, цветная видеокамера, альтиметр(Норвегия, 2015г) |
Система подводной навигации | Сигма 1001 (Россия, 1990г) | HiPAP 101, дальность 10 км, режимы УКБ и ДБ, точность 0.2%, (Норвегия , 2015г) |
Многолучевой эхолот | Отсутствовал | ATLAS Hydrosweep MD/30 1°х1° (Германия, 2015г) |
Гидрологический зонд | SBE 911 Plus (США, 2000г) | SBE 911 Plus (США, 2015г) |
Гидролокатор бокового обзора | МАК-1М, частоты 30 кГц и 100 кГц, электроразведочный модуль (Россия, 2000г) | МАК-1М-1, частоты 30 кГц, 120 кГц , электроразведочный модуль (Россия, 2015г) |
Ниже представлены фото, иллюстрирующие ход и результаты реконструкции НИС «Профессор Логачев» на Канонерском судоремонтном заводе.
Июль 2015г.. Демонтаж антенн эхолота ГЭЛ-4 в доке. |
Июль 2015г. Демонтаж носовой поворотной колонки ВПК 1.6 в доке |
Октябрь 2015г. Монтаж новой геологической лаборатории |
Август 2015г. Демонтаж старых кают |
Декабрь 2015г. ТНПА Sperre в заводском цеху перед заводскими испытаниями и сдаче приемочной комиссии перед отправкой на судно. |
Декабрь 2015. Норвегия. Пульт управления ТНПА перед сдачей приемной комиссии. |
Май 2016г. Монтаж антенн многолучевого эхолота ATLAS MD/30 в доке. |
Май 2016г. Монтаж новой выдвижной поворотной колонки GRA1350 в доке. |
Май 2016г. Выдвижная антенна системы подводной навигации HIPAP-101. |
Июль 2016г. Океанографическая лебедка и лебедка подводного телевидения. |
Май 2016. Новый глубоководный комплекс МАК-1М-1 на складе Канонерского завода. |
Май 2016. Заглубитель комплекса МАК-1М-1 |
Июль 2016. Фото кормовой части судна с новым краном 12 тонн с выносом стрелы на 20 метров. |
Июль 2016. Фото кормовой части судна с новым краном 12 тонн с выносом стрелы на 20 метров. |
Июль 2016. Кормовой кран 12т на 20 м. |
Июль 2016. Антенны спутниковой станции связи (VSAT) и радиолокаторов |
Июль 2016. Контейнеры-лаборатории на палубе судна. |
Июль 2016г. Внутренний вид контейнера-лаборатории. |
Сентябрь 2016. Новые жилые каюты. |
Сентябрь 2016. Стандартные блоки всех жилых кают – душевая кабина с санузлом |
Сентябрь 2016. Лаборатория глубоководных исследований. |
Сентябрь 2016. Пульт управления ТНПА в Лаборатории глубоководных исследований. |
Сентябрь 2016. Испытания ТНПА |
Сентябрь 2016. Испытания ФТА |
В результате проведенной реконструкции Министерство природных ресурсов и Роснедра получили в свое распоряжение два обновленных судна, в максимальной возможной степени приспособленных к решению важнейших государственныхи геополитических задач в области поисков и разведки месторождений полезных ископаемых в Мировом океане и на шельфе.